История развития методологии проектирования АОС

Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы ЭВМ. Сферы применения компьютерных средств поддержки процесса обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, в цивилизованных странах становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, облегчающими и ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку "мягкого" компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Несмотря на это, многие зарубежные крупные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения, в первую очередь - "мягкого" продукта, с самого начала развивались по двум направлениям, слабо связанным между собой. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Ядром АОС являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения. Второе направление компьютеризации обучения является как бы вторичным приложением "мягкого" продукта компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики и др.). Это отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ, АСУП и др.), предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных АОС, как в нашей стране, так и за рубежом, но, в силу своей разобщенности в содержательном плане и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено в научно-методической литературе. Среди многочисленных работ в нашей стране по адаптации отраслевых программных разработок для целей обучения определенной системностью выделяются работы по созданию учебно-исследовательских САПР и АСНИ.
С начала 80-х годов интенсивно развивается новое направление в компьютеризации обучения - интеллектуальные обучающие системы (ИОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта. Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия обучения. Базы знаний ИОС могут содержать наряду с формализованными знаниями экспертные знания в предметных областях и в сфере обучения. Работы в области создания ИОС безусловно перспективны, но находятся пока на стадии лабораторных исследований и, несмотря на некоторые примеры успешного применения, на уровень массовой технологии еще не вышли.
"Персональная революция" 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности. Это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.
Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, позволяет широко использовать дидактические возможности графики и звука. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам, выделенным в тексте. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.п.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" термином "информационные технологии". Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, ряд из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными. Дело в том, что уровень качества "мягкого" продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа, при разработке задач и упражнений и т.п.
К сожалению, методические аспекты ИТО отстают от развития технических средств. Да это и неудивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Именно отставание в разработке методологических проблем, "нетехнологичность" имеющихся методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.

Автор статьи: Чудинова Юлия Александровна, «Корпоративные системы» 7-b.su

ООО"Корпоративные системы" marketing@7-b.su
00:23 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как выглядеть модно и стильно? Искусство сочетать

Как выглядеть модно и стильно? Искусство сочетать

Цвет является не соучастником, а главным героем модного шоу. Сочетать в одном наряде сразу несколько цветов — целое искусство, но, используя эти простые подсказки, вы легко освоите главную ...
Трое на сеновале

Трое на сеновале

     17 лет. . . Лето. . . Деревня. . . Прекрасная пора! Прогулки до утра, песни под гитару, купание в речке и прочие радости молодежи.      Конечно, ...
Как записать свою музыку?

Как записать свою музыку?

В начале прошлого века звукозапись представляла собой насечки на дисках. Через некоторое время, когда магнитофоны стали более доступными для обычного покупателя, появились бобины, покрытые намагниченн...
Баня или сауна?

Баня или сауна?

Сауна… насколько "модным" это слово стало в современной России. Сегодня, в выходные дни люди отдыхают не в бане, как было раньше, а в сауне, что вполне естественно звучит престижнее. Теперь,...
Васька трахнул на диване

Васька трахнул на диване

Я постоянно попадаю в такие ситуации, где меня хорошенько трахают. На этой неделе, например, я совратила своего подчиненного Ваську. Я работаю частным юристом, а он все время бегает по моим поручениям...
По-черному

По-черному

Преамбула: С момента последних событий («автогруппа», «приглашение домой») прошло 4 года. Я давно расстался с той своей девушкой, Оксаной. Переехал на свою квартиру. Жизнь била ключом, были как постоя...
Познавательное

Какова история песни «Go Down Moses (Let My people

Внедрение в головы наших масс этой знаменитой американской песни произошло с помощью самого навязчив...

Вкусные рецепты: САЛАТИК С ТУНЦОМ, торт "Чёрн

САЛАТИК С ТУНЦОМВыкладывать салат СЛОЯМИ: 1.Тунец (жидкость слить),размять вилкой. -Майонез. 2.Зелён...

Удивительный окрас белых тигров

У тигра существует известная мутация, которая приводит к появлению особей с полностью белой окраской...

Стоит ли кота называть Мерзавцем и как устроить ег

— Ну что, сводил кота к ветеринару?  — Сводил.  — И что, он у тебя ...

«Сумерки. Сага. Новолуние» - самая ожидаемая премь

Съемки начались в марте 2009 года, а премьера уже не за горами – 20 ноября 2009. Режиссер Крис Уайтц...

Какие они, дачные страхи?

Не так давно смотрела одну передачу о здоровье, в которой рассказывалось о том, какие опасности нас ...

Можно ли навсегда избавиться от тараканов?

Тараканы — пожалуй, самые неприятные насекомые, которые живут рядом с нами. Поэтому мы, з...

Основа деревянного сруба

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружен...

БАДАН ТОЛСТОЛИСТНЫЙ

Не часто можно увидеть это растение в цветниках на приусадебных участках. Оно очень необычно, декора...

Новые сверхтихие проекторы BenQ MP512, MP522, MP62

Проектор - оптическо-цифровой или оптическо-механический прибор, позволяющий при помощи источника св...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.