История развития методологии проектирования АОС

Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы ЭВМ. Сферы применения компьютерных средств поддержки процесса обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, в цивилизованных странах становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, облегчающими и ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку "мягкого" компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Несмотря на это, многие зарубежные крупные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения, в первую очередь - "мягкого" продукта, с самого начала развивались по двум направлениям, слабо связанным между собой. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Ядром АОС являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения. Второе направление компьютеризации обучения является как бы вторичным приложением "мягкого" продукта компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики и др.). Это отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ, АСУП и др.), предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных АОС, как в нашей стране, так и за рубежом, но, в силу своей разобщенности в содержательном плане и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено в научно-методической литературе. Среди многочисленных работ в нашей стране по адаптации отраслевых программных разработок для целей обучения определенной системностью выделяются работы по созданию учебно-исследовательских САПР и АСНИ.
С начала 80-х годов интенсивно развивается новое направление в компьютеризации обучения - интеллектуальные обучающие системы (ИОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта. Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия обучения. Базы знаний ИОС могут содержать наряду с формализованными знаниями экспертные знания в предметных областях и в сфере обучения. Работы в области создания ИОС безусловно перспективны, но находятся пока на стадии лабораторных исследований и, несмотря на некоторые примеры успешного применения, на уровень массовой технологии еще не вышли.
"Персональная революция" 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности. Это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.
Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, позволяет широко использовать дидактические возможности графики и звука. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам, выделенным в тексте. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.п.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" термином "информационные технологии". Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, ряд из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными. Дело в том, что уровень качества "мягкого" продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа, при разработке задач и упражнений и т.п.
К сожалению, методические аспекты ИТО отстают от развития технических средств. Да это и неудивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Именно отставание в разработке методологических проблем, "нетехнологичность" имеющихся методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.

Автор статьи: Чудинова Юлия Александровна, «Корпоративные системы» 7-b.su

ООО"Корпоративные системы" marketing@7-b.su
00:23 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Жизнь без прикрас? Режиссер Валерия Гай Германика

Жизнь без прикрас? Режиссер Валерия Гай Германика

Новая полнометражная картина, над которой работает Валерия Гай Германика, — это драма о любви, носящая название «Да и да». Молодая, талантливая и достаточно известная Германика ...
Вкусные рецепты: Овощной салат "АССОРТИ", Розмаринчатый шашлычок )), Запеканка из кабачков с картофелем.

Вкусные рецепты: Овощной салат "АССОРТИ", ...

Овощной салат "АССОРТИ"Баклажаны вымать,нарезать вдоль на пласты,солим иоставляем на 10 мин чтобы вышла горечь. .баклажаны отжимаем и жарим на подсолнечном масле. .Болгарский перец в (сыром виде)режем...
Зачем растениям мульча?

Зачем растениям мульча?

О пользе мульчирования наслышаны многие владельцы приусадебных участков. Но немало людей недооценивают этот исключительный по своей эффективности и пользе агротехнический прием. Надеюсь, личный опыт б...
Ресепшн

Ресепшн

На сегодняшний день зона ресепшн является неотъемлемой частью офисов большинства компаний, вне зависимости от их размеров и рода деятельности. Правильно выбранный ресепшн играет большую роль в формиро...
Незабываемые выходные

Незабываемые выходные

Интро: Мы Мы давно признались друг другу, что хотим «разнообразить свою сексуальную жизнь», и, как оказалось, у каждого из нас был особый интерес к своему полу. Были, конечно, сомнения, но твёрдая вер...
Вкусные рецепты: Салат "Миттеран с горчицей", Салат "Греческий", Мясо Индейки запеченное под помидорами и моцареллой

Вкусные рецепты: Салат "Миттеран с горчицей&quo...

Салат "Миттеран с горчицей"Взбить или просто перемешать уксус, горчичное масло, перец, соль. Лук порезать кольцами и соединить с соусом. Дать пропитаться. Картофель и помидор крупно порезать. Соединит...
Интересное

Весна уж позади... а я не похудела. Как быть?

Почему-то среди худеющих дам принято особенно стараться к лету, реже — к весне и весеннем...

Зачем растениям мульча?

О пользе мульчирования наслышаны многие владельцы приусадебных участков. Но немало людей недооценива...

Как пригласить артиста?

Не смотря на то, что сегодня пригласить артиста на годовщину свадьбы, свадьбу, корпоративный праздни...

Разработка котлована - занятие сложное, тем не мен

Земляные работы - это целый ряд строительных работ нулевого цикла, в число которых включаются планир...

Медвежата Me to you - самые неотразимые плюшевые т

Наиболее приятным подарком для всех девочек, являются плюшевые медвежата, у которых есть и другое им...

Выбор хостинга

Очень часто можно увидеть рекламу: "профессиональный хостинг бесплатно", или "дешевый...

Титан. Оправдывает ли металл свое имя?

Титан почти в два раза легче и прочнее железа, по удельной прочности он превосходит и алюминий: не н...

Как помочь ребёнку овладеть навыком письма?

Так много усилий разделяет первые неуверенные чёрточки в тетрадках и первые стройные буквы. Но порой...

Как найти любимую работу? Резюме и собеседование

О том, по каким принципам искать свою любимую работу, было рассказано в предыдущей статье. Следующим...

Кто такая Барбара Миллисент Робертс?

Эта особа стала одним из символов 20 века. Она красива, имеет шикарный гардероб, которому может поза...



Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.