История развития методологии проектирования АОС

Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы ЭВМ. Сферы применения компьютерных средств поддержки процесса обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, в цивилизованных странах становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, облегчающими и ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку "мягкого" компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Несмотря на это, многие зарубежные крупные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения, в первую очередь - "мягкого" продукта, с самого начала развивались по двум направлениям, слабо связанным между собой. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Ядром АОС являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения. Второе направление компьютеризации обучения является как бы вторичным приложением "мягкого" продукта компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики и др.). Это отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ, АСУП и др.), предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных АОС, как в нашей стране, так и за рубежом, но, в силу своей разобщенности в содержательном плане и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено в научно-методической литературе. Среди многочисленных работ в нашей стране по адаптации отраслевых программных разработок для целей обучения определенной системностью выделяются работы по созданию учебно-исследовательских САПР и АСНИ.
С начала 80-х годов интенсивно развивается новое направление в компьютеризации обучения - интеллектуальные обучающие системы (ИОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта. Существенной частью ИОС являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого обучаемого может строиться рациональная стратегия обучения. Базы знаний ИОС могут содержать наряду с формализованными знаниями экспертные знания в предметных областях и в сфере обучения. Работы в области создания ИОС безусловно перспективны, но находятся пока на стадии лабораторных исследований и, несмотря на некоторые примеры успешного применения, на уровень массовой технологии еще не вышли.
"Персональная революция" 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности. Это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.
Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, позволяет широко использовать дидактические возможности графики и звука. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам, выделенным в тексте. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.п.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" термином "информационные технологии". Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, ряд из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными. Дело в том, что уровень качества "мягкого" продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа, при разработке задач и упражнений и т.п.
К сожалению, методические аспекты ИТО отстают от развития технических средств. Да это и неудивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Именно отставание в разработке методологических проблем, "нетехнологичность" имеющихся методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.

Автор статьи: Чудинова Юлия Александровна, «Корпоративные системы» 7-b.su

ООО"Корпоративные системы" marketing@7-b.su
00:23 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Экструдированный пенополистирол ГРИНПЛЕКС

Экструдированный пенополистирол ГРИНПЛЕКС

Ни для кого не секрет, что теплоизоляция уже многие годы не используется только лишь для утепления домов, так как человек нашёл для неё множество других применений с целью сэкономить и уберечь своё им...
Нюра

Нюра

     Вессенний вечер подходил к концу и плавно переходил в ночь. Мы с Колей шли по набережной нашего города, после очередного трудового дня. Трудовым его можно было назвать тр...
Системы автоматизации и управления на объектах коммерческой недвижимости

Системы автоматизации и управления на объектах комме...

Система умный дом устанавливается в офисах, ресторанах, салонах, отелях, банках. Такое понятие как "умный дом" уже не кажется нам чем-то фантастическим, как еще совсем недавно. А вслед за ним входит в...
Какие места в Шопроне освящены именем Ференца Листа?

Какие места в Шопроне освящены именем Ференца Листа?

Нынешний, 2011 год, объявлен ЮНЕСКО годом Ференца Листа. А 22 октября (очень на то похоже!) станет его Всемирным днем, на который запланировано грандиозное мероприятие под кодовым названием &laqu...
Интернет-маркетинг и продвижение сайтов

Интернет-маркетинг и продвижение сайтов

Продвижение сайтов в поисковиках является составной частью интернет-маркетинга. Продвижение сайтов не сможет заменить другие виды маркетинга и рекламы, но в то же время является очень эффективным напр...
Когда померкнет Солнце? Пророчества майя и прогнозы NASA

Когда померкнет Солнце? Пророчества майя и прогнозы ...

По астрономическим расчетам 23 декабря 2012 года во время декабрьского солнцестояния Солнце переместится в зону Млечного пути. Интернет уже наводнен сообщениями о том, что тогда же на наши г...
Познавательное

Вкусные рецепты: кекс с белым шоколадом и зеленым

кекс с белым шоколадом и зеленым чаем матчаВзбиваем яйца с сахаром до пышной светлой массы. Подмешив...

Сорта или гибриды? Какие семена выбрать? Советы сп

В течение всего посевного сезона у садоводов и огородников возникают узконаправленные вопросы, требу...

Какая она, страна озёр? Финские параллели. Часть 2

Финляндия — музыкальная страна, и музыку можно услышать повсюду. Как-то я увидел мужчину,...

Боль в груди: что делать?

— Бабуля наша вчера расстроилась, сердечко прихватило. Пришлось даже скорую вызывать! &nb...

ТОЗ-106. Какой он, современный «кулацкий обрез»?

Немногое современное оружие так останавливает на себе взгляд. В современном обществе рафинированных ...

На Троещине скоро будет метро

Новый премьер-министр Украины Николай Азаров сообщил на пресс-конференции, которая была двадцать вто...

Вкусные рецепты: Наггетсы из индейки, ПОНЧИКИ С НА

Наггетсы из индейкиГрудку порезала на кусочки , посолить, поперчить. Яйца перемешать, добавить специ...

10 Советов Которые Помогут Успешно Пройти Собеседо

Каждый из нас, когда приходит время идти на собеседование, конечно же надеется на хороший результат....

Бухгалтерское обслуживание. Залог успешности вашег

Для любой теперешней компании, кроме ведущего вида деятельности, есть большое количество вопросов, к...

Как пригласить артиста?

Не смотря на то, что сегодня пригласить артиста на годовщину свадьбы, свадьбу, корпоративный праздни...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.