Виктор Цой - навсегда?..

21 июня многие из нас отметят как особенную дату — день рождения поэта и музыканта, которого просто не могло не быть в нашей жизни — Виктора Цоя. В этом году ему исполнилось бы 50 лет. Хотя почему «бы»? Ведь и сегодня мы можем видеть надписи и на стенах, и на красивых плакатах городов: «Цой — жив!». Это скажут вам и стареющий «неформал» — сегодня солидный мужчина, и юная девушка. Это скажут и поэт, и меломан…

Поэт. — Мы отмечаем пятидесятилетие Виктора Цоя — отмечаем без него… Но я сейчас вспомнил 2000-й год. Статью в «Аргументах и фактах», где упорно доказывали, что в музыке и стихах Цоя нет ничего оригинального, музыканты почти все были так себе и т. д. и т. п.

Меломан. — Тезисом об отсутствии оригинальности в музыке группы «Кино» хорошо морочить голову одесской селёдке. У Цоя было совершенно уникальное слияние русской и корейской мелодики во многих песнях, слияние славянского и восточного. Просто некоторым господам удобнее считать, что русский рок не способен быть самобытным и обречен на вечное подражание Западу. А у нас, на самом деле, еще в семидесятых были оригинальные группы и солисты.

Поэт. — Да и стихи Цоя далеко не так просты, как могут показаться на первый взгляд. В его простых строках — глубокий и неоднозначный смысл… Хотя поэтом Цой себя не считал — не хотел «лишних лавров». Вокалист он был очень оригинальный, узнаваемый с первых нот. Пластика природная, было в нём что-то от киплинговского Маугли. Может, поэтому — «группа крови на рукаве»?. .

Меломан. — Говоря о музыкантах, лично я в первую очередь называю Юрия Каспаряна. Титов и Тихомиров — виртуозные басисты, но «Кино», с его простыми песнями, вполне могло обойтись средненькой ритм-секцией (как обходилось довольно средним ударником Гурьяновым). А гитара Каспаряна делала половину всей музыки, и это был абсолютно свой, ни на кого не похожий гитарный стиль.

Поэт. — И хотя Каспарян не был виртуозом, но он был именно тот гитарист, который был нужен Цою.

Меломан. — Да, именно так. Цою нужен был стильный, мелодически оригинальный гитарист, а не виртуозный «гитарный герой», потому что всегда был важен текстовой посыл, слова песен, а все эти соло и прочие трюки забирают слишком много внимания публики. Представь себе, например, Ричи Блэкмора или Джимми Хендрикса в аккомпанирующем составе Боба Дилана — нонсенс, абсурд полный…

Поэт. — Кстати, о стилях. Недаром в первые годы существования группы Цой называл себя битником. Биг-бит шестидесятых здорово повлиял на него, и зачастую происходило интересное смешение биг-бита с нью-вейвом, гитарным пост-панком… И многие песни Цоя отлично звучат в биг-бите — я это именно так слышу.

Меломан. — Но панк Цою не удавался.

Поэт. — Конечно, нет. «Маму анархию» надо спеть и сыграть раз в пять злее, чтобы это стало панком. То, что Цой какое-то время играл на басе в «Автоматических удовлетворителях» — думаю, это случайный эпизод. Цой не был панком по своей сути, он был романтиком. Но — надо отметить особую энергетику Цоя. Я этот энергетический заряд, эту ауру рок-героя просто кожей чувствую, даже через телеэкран (на концертах группы побывать, увы, не довелось).

Меломан. — Тексты песен Цоя, его месседж… Как ты сейчас оцениваешь то, что тебе нравилось, восхищало тебя двадцать с лишним лет назад?

Поэт. — Я всё это время продолжаю слушать Витины песни. Интересно то, что восприятие мало изменилось. Те же вещи, в общем-то нравятся, что и тогда, при жизни Цоя, и после его ухода, в девяностых… Нравятся и первые альбомы, и «Группа крови», и самые последние работы. Нравятся его честность и искренность, цельность характера. Не было у Цоя раздвоения между стихами и повседневной жизнью, в отличие от многих и многих поэтов и рокеров… Если же говорить о текстах Цоя, то это очень серьезный материал для литературоведов, на самом деле. И хотя принято считать это рок-поэзией, я всё-таки думаю, что это — Поэзия, без всяких приставок. Цой не играл со словами, доискиваясь до потаенных корней и глубинных смысловых перекличек, как это делал Башлачёв (а задолго до него — Велимир Хлебников). Но он очень точно и лаконично выражал свои мысли и чувства, и делал это очень поэтично. Что касается помянутого изощренного копания в словах — мне это чем-то напоминает фразу пушкинского Сальери о том, что он «Музыку разъял, как труп». В общем, мне этот метод несимпатичен, и я считаю его тупиковым. По моему скромному разумению, так можно дописаться до полного распада языка, и писать станет не о чем. И не на чем.

Меломан. — Конечно, стихи Цоя — это поэзия. И эта поэзия продолжает исконные традиции русской литературы, для которой всегда была важна нравственность, чёткая морально-этическая позиция. Ведь в жизни как происходит зачастую? Люди годами слушают рок, «балдеют» от музыки и драйва и не замечают того месседжа, который в этих песнях. Десятилетиями слушают песни, призывающие к добру — и спокойненько творят маленькое и большое зло.

Поэт. — «Кино» в студии и «Кино» на концертах — что ты можешь сказать по этому поводу?

Меломан. — Прежде всего, надо отделить студийные работы от бутлегов. «46», к примеру, Алексей Вишня выпустил без ведома Цоя. «Черный альбом» пришлось доделывать уже без Цоя, после его гибели. А так — конечно, концертное звучание «Кино» сильно отличалось от студийного, но это в порядке вещей. Куда важнее, что все концерты были очень драйвовыми — я слышал их много, но не помню вялых выступлений.

Поэт. — Очень хорошо, что еще в девяностых издали ремастированную дискографию «Кино», многие концертные записи изданы, многие редкие песни стали общим достоянием, видео издается…

Меломан. — Причем, каждый слушает, как ему больше нравится. Кто-то — компакт-диски, кто-то — МР3, кто-то — винил…

Поэт. — Жаль только, что за громкими хитами не всегда заметны менее эффектные, но тоже отличные песни… Вообще, надо сказать, что наше поколение застало много ранних смертей — Высоцкий, Дассен, Леннон, Башлачёв, Цой… Мы были еще совсем юнцами, когда нам все эти люди, каждый на свой лад, сказали: «Пора!» Потому что любой человек, который занимается творчеством, должен иногда себя спрашивать — а если я уйду из жизни лет в 30−40? Что я оставлю после себя? И дело здесь не в том, кто насколько одарён, и кто знаменит, а кто — безвестен…

Меломан. — Конечно, дело не в этом. Дело в максимально полной творческой самореализации.

Поэт. — И вот мы беседуем много лет спустя после того, как Витя дал свой последний концерт — а его песни звучат, и, наверно, будут звучать еще долго… В том роковом августе я написал стихотворение памяти Цоя, и когда работал над этим стихом, пришла в голову простая мысль: пока голос певца звучит, певец жив. И, по нынешним циничным временам мне скажут, что это слишком пафосно и очень наивно. Но я уверен, что это — истинная правда.


12:25 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Веендинг. Торговые и кофейные автоматы

Веендинг. Торговые и кофейные ав...

Вендинг (vending) –иностранное слово, которое вошло в наш быт в конце прошлого столетия. Под ним подразумевается продажа любых продуктов и изделий через торговые автоматы. Автоматы бывают разных п...
Молодёжный центр как локус формирования ценностных ориентаций: реалии и возможности

Молодёжный центр как локус форми...

В обществе большое внимание уделяется формированию и реализации политики государства в интересах молодёжи. Молодёжный центр в современных условиях превращается в особый элемент социально-культурного п...
Почему люди занимаются Саентологией?

Почему люди занимаются Саентолог...

Любой человек в какие-то моменты жизни имеет дело с какими-то проблемами. Что такое проблема? Это нечто такое, с чем кто-то не понимает, как справиться. Саентология — это религия, в которой вы обретае...
Вкусные рецепты: Суп из фрикаделек, Компот из ревеня с зеленым чаем (совет), Тефтели в мексиканском стиле.

Вкусные рецепты: Суп из фрикадел...

Суп из фрикаделекФарш соединить с луком и перцем, сделать шарики, опустить в кипящую воду, снять пену, добавить 2 ч/л приправы. Через 20 минут добавить порезанную картошку, после закипания добавить кр...
10 Советов Которые Помогут Успешно Пройти Собеседование

10 Советов Которые Помогут Успеш...

Каждый из нас, когда приходит время идти на собеседование, конечно же надеется на хороший результат. Для того чтобы добиться хорошего результата на собеседовании, очень большое значение имеют различны...
Как я бросил курить?

Как я бросил курить?

Многие курильщики пытались бросить? Почти все! А те, кто не пытался, делают вид, что они адекватно оценили минусы и плюсы и приняли окончательное решение, что их это устраивает. Я тоже раньше думал, ч...
События и обществоРемонт и СтроительствоЕда и кулинарияДом и семьяОбучениеКультура, искусство, историяМир вокруг насМедицина и здоровьеITСтатьи о заработкеИнтимная жизнь
Стоит прочесть:

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.